|
Агриппа
Неттесгеймский
Агриппа Неттесгеймский (Agrippa von
Nettesheim) Генрих Корнелий (14 сентября 1486, Кельн - 18 февраля 1535,
Гренобль), натурфилософ, богослов, гуманист эпохи Возрождения.
Жизненный
путь |
Молва обвиняла Агриппу в занятиях
чернокнижием и магией, еще при жизни его ходили слухи, затем
отразившиеся в легенде о докторе Фаусте, о том, что он знается с
демонами, что дьявол сопровождает его повсюду, приняв образ черного пса.
Вместе с тем сам Агриппа всегда подчеркнуто отмежевывался от
ученых-самозванцев, колдунов и шарлатанов, претендовавших на обладание
тайнодейственными силами. В своей жизни он испытал все превратности
судьбы: был придворным, дипломатом, врачом, университетским профессором,
даже солдатом. Первые познания он получил в Кельне, завершил
образование в Париже около 1506; здесь же вместе с Шарлем де Бовелем,
Симфорианом Шампье, Жерменом де Гане и другими философами-гуманистами
составил некое тайное братство (sodalitium). Некоторое время он состоял
секретарем императора Максимилиана I, в 1510 был послан с
дипломатической миссией в Англию, где познакомился с Джоном Колетом и
его евангельскими штудиями. Находясь в Италии (1511-18), он служил
маркизу Монферратскому и герцогу Савойскому. Затем практиковал врачом в
Кельне, Женеве, Лионе, пока не получил приглашение от Маргариты
Австрийской, правительницы Нидерландов, на должность императорского
историографа. После ее смерти (1530) он был посажен в брюссельскую
тюрьму за долги. Найдя покровителя в лице архиепископа кельнского
Германа Вида, жил в Кельне и Бонне. Однако далеко не всегда власть
имущие благоволили к Агриппе; не сложились его отношения с двором
императора Карла V, и философ вынужден был уехать во Францию. Но и здесь
его ждали преследования и арест; освобожденный по ходатайству друзей,
Агриппа поселился в Гренобле.
Лекции и труды
В надежде овладеть источниками подлинного знания Агриппа занимался
астрологией, алхимией, 'натуральной магией', стремился приобщиться к
оккультным наука м древних - так называемому 'платоновскому богословию',
герметизму, орфизму, кабале. В 1509 в Доле (Франш-Конте) он читал
лекции, посвященные Священному Писанию, вдохновляясь неоплатонической
мистикой трактата Иоганна Рейхлина 'О чудодейственном слове', чем вызвал
негодование монахов и навлек на себя обвинения в ереси. Предметом
богословского комментирования в университете Павии стали для Агриппы не
только послания апостола Павла, но, по-видимому, и 'Пир' Платона, а
также сочинения, приписываемые Гермесу Трисмегисту.
Трактат 'О сокровенной философии ' (1531), составленный около 1510,
Агриппа решился опубликовать лишь два десятилетия спустя. Он посвящен
защите магии как искусства, основанного на познании подлинной природы
вещей, как деятельности, обнаруживающей всеобщую связь сущностей, в
конечном счете - человека, мира и Бога. Знание, выступающее у Агриппы
прежде всего как результат самопознания человека, есть именно та сила,
которая подчиняет человеку любую сущность, дарует ему, мудрецу и магу,
безграничную власть, господствующее положение во Вселенной. В другой
своей работе 'О недостоверности и тщете всех наук и искусств' (1531),
написанной около 1527, Агриппа под влиянием начавшейся Реформации
призывал вернуться к простоте изначального учения христианской церкви и
подвергал критике претензии тогдашней учености, среди прочих ее видов -
лжемагию, или чернокнижие.
Во второй половине 16 века оба главных труда Агриппы были внесены
католической церковью в 'Индекс запрещенных книг'.
|